Договоры и соглашения

Главная > Законодательство Российской Федерации >

Постановление Правительства Республики Тыва от 18.12.2008 № 750

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 декабря 2008 г. № 750 г. Кызыл Утратило силу - Постановление Правительства Республики Тыва от 16.06.2014 г. N 289 О Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2011 года Рассмотрев Концепцию экологической безопасности Республики Тыва до 2011 года, Правительство Республики Тыва постановляет: 1. Одобрить Концепцию экологической безопасности Республики Тыва до 2011 года (прилагается). 2. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва совместно с органами местного самоуправления Республики Тыва (по согласованию) разработать план реализации Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2011 года и республиканскую целевую программу «Охрана окружающей среды на территории Республики Тыва» на 2010-2011 годы с учетом основных положений Концепции экологической безопасности Республики Тыва до 2011 года и представить в Правительство Республики Тыва в установленном порядке.

3. Органам исполнительной власти Республики Тыва при принятии решений в своей сфере деятельности учитывать положения настоящей Концепции.

4. Министерству культуры и информационной политики (Донгак) опубликовать настоящее постановление в газетах «Тувинская правда» и «Шын».

Председатель Правительства Республики Тыва Ш. Кара-оол Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 18 декабря 2008 г.

№ 750 К О Н Ц Е П Ц И Я экологической безопасности Республики Тыва до 2011 года I. Введение Концепция экологической безопасности до 2011 года (далее – Концепция) определяет основные направления экологической политики в сфере охраны окружающей природной среды Республики Тыва до 2011 года, ее основные цели, задачи и принципы. Настоящая Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и законодательства об охране окружающей среды Республики Тыва. В ней учтены результаты деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва и научных исследований. II. Общие положения Концепция является документом, который определяет политику Республики Тыва в области охраны окружающей среды и природопользования до 2011 года.

Концепция основывается;

на приоритете прав человека на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья;

на учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы;

на учете научных данных о состоянии окружающей среды в Республике Тыва и источниках воздействия на нее; на необходимости сохранения природы и природных ресурсов для настоящего и будущих поколений;

на учете региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения; на принципах платности природопользования и возмещения населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды. III. Экологическая обстановка в Республике Тыва Социально-экологические процессы в Республике Тыва в 1997-2008 годах отражали тенденции, характерные в целом для России, но при этом имели региональную специфику. В настоящее время экологическая обстановка республики имеет присущие только ей экологические и социальные особенности.

В республике огромный биосферный (средостабилизирующий, ландшафтоформирующий) потенциал лесопромышленных ресурсов, за счет высокой лесистости территории – 62,5 процента, из которых 47 процентов занимает лиственница сибирская, 45 процентов – сосна сибирская (кедр) и 8 процентов – другие породы (сосна, ель, пихта, береза, тополь, осина, ивовые), которые остаются маловостребованными.

В гидрогеологическом отношении территория республики относится к крупнейшим артезианским бассейнам и областям Сибири (на территории республики насчитывается 15329 рек и ручьев общей протяженностью 72247 км, около 6720 озер общей площадью зеркала 1084 кв.км).

Республика Тыва имеет развитую сеть особо охраняемых природных территорий, площадь которых составляет 1463177,8 га или 8,67 процента площади республики (2 заповедника – 657082,4 га, 16 заказников – 775415 га и 15 памятников природы – 30680,4 га). Животный мир Тувы представлен 86 видами млекопитающих, около 360 видами и подвидами птиц, 9 видами рептилий и амфибий, около 30 видами и подвидами рыб. Из всех позвоночных животных Тувы более 120 видов относятся к редким и исчезающим видам животных, многие виды являются эндемиками Тувы.

Недра республики содержат ряд месторождений и рудопроявлений, в числе которых рудное и россыпное золото, минерализации никелькобальта и хризотил-асбеста, свинцово-цинковые и медные руды, редкие металлы и земли, радиоактивные элементы, ртуть, железо, алюминий, молибден, флюорит, каменный уголь и поваренная соль, известняк, пресные подземные и минеральные воды, некоторые по своему хозяйственному значению могут служить основой для формирования крупных отраслевых производственных комплексов республиканского значения.

В крупных населенных пунктах республики наблюдается низкий уровень экологической озабоченности и образованности жителей. Гнездовой характер расселения населения Республики Тыва и высокая концентрация размещения техногенных и природно-антропогенных комплексов (около половины населения республики 51,4 процента и 51 процент выбросов в атмосферу приходится на г.Кызыл и пос. Каа-Хем), что обуславливает эпицентрическое распространение вредных выбросов. Проблема загрязнения воздушного бассейна г. Кызыла остается весьма острой, особенно в зимний период. Так, в 2007 году наибольшее содержание бензапирена в воздухе отмечено в январе и составило 10,5 предельно-допустимых концентраций. Комплексный индекс загрязнения характеризуется как «высокий». Наблюдается низкий организационный и технологический уровень производства и высокая степень изношенности основных фондов и жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительное состояние очистных сооружений и хранилищ для ядохимикатов, отсутствие переработки производственных и бытовых отходов, большое количество несанкционированных свалок.

Все вышеназванные факторы техногенного воздействия на окружающую среду обостряют обстановку в сфере безопасности населения и уменьшения экологического риска и охраны окружающей среды.

В условиях становления новых социально-экономических отношений и незавершенности индустриального развития республики получили новое развитие технократические модели развития и антиэкологическое мышление в восприятии действительности. В этих рамках значимость возникающих дисгармоний, кризисных явлений в отношении общества к природе в полной мере не осознается и, как правило, замалчивается или преуменьшается.

Настоящая Концепция основывается на принципах «системного» подхода, который позволяет рассматривать взаимоотношения «человек – окружающая среда» как взаимосвязь, обеспечивающую жизнеобеспечение социального сообщества, и осуществлять целенаправленную и разумную экологическую политику на равном внимании к экономической, социальной и экологической составляющим развития общества. Отсюда следует необходимость построения поэтапной концепции, основанной на избранных принципах и приоритетах.

Экономический рост, реализация национальных инвестиционных проектов, рост социально-экономического благополучия граждан приведут к увеличению нагрузки на окружающую среду, вызовут увеличение потребления природных ресурсов. Прогноз состояния окружающей среды указывает на необходимость принятия мер по устранению перечисленных выше факторов, что позволит нормализовать обстановку на территории Республики Тыва и, следовательно, положительно отразится на состоянии здоровья населения. IV. Цели, задачи и принципы экологической политики Республики Тыва Целью экологической политики Республики Тыва является снижение негативного воздействия на окружающую среду и сохранение здоровья населения.

Целью Концепции экологической политики Республики Тыва является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи;

сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

обеспечение рационального устойчивого природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам настоящему и будущим поколениям;

обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. Государственная экологическая политика основывается на следующих основных принципах;

устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности полноценного развития человеческого общества при деградации природы;

справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним на территории Республики Тыва; упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

обеспечение на республиканском и муниципальном уровнях снижения техногенного воздействия на здоровье населения Республики Тыва и окружающую природную среду;

платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

широкое распространение экологической информации, затрагивающей интересы граждан;

повышение уровня экологической культуры, образования и профессиональных навыков и знаний в области экологии у населения; участие гражданского общества в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

бережное и уважительное отношение к истории, обычаям и традициям народов, проживающих на территории Республики Тыва, сохранение и воссоздание всего ценного в природно-историческом наследии, восстановление народных традиций охраны природы. Реализация этих принципов и приоритетов должна осуществляться на пути совершенствования действующих, а также на основе разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативную и правовую базу, экономический и финансовый механизмы, систему государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания. Главным условием устойчивого экологического развития республики является ее гармоничная целостность – согласие всех экологических компонентов и всех субъектов экологической политики. V. Основные направления экологической политики Республики Тыва Основными направлениями экологической политики Республики Тыва в области улучшения состояния окружающей среды являются: совершенствование системы управления; снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших существующих технологий; сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия; разработка и совершенствование экономических механизмов рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий;

обеспечение экологической безопасности населения; стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения; широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и послевузовского. Совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды Основным требованием, предъявляемым к работе органов исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны окружающей среды, должна стать эффективность работы управляющей системы. Для обеспечения эффективности системы управления целесообразно;

создать Общественный совет по проблемам охраны окружающей среды в Республике Тыва;

принять административные регламенты по исполнению функций в сфере государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды; исключить возможность дублирования или отсутствия отдельных функций субъекта Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в работе органов исполнительной власти; организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды; организовать взаимодействие органов исполнительной власти Республики Тыва с общественными движениями, организациями и политическими партиями по вопросам охраны окружающей среды; совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;

создать химико-аналитическую лабораторию для ведения экологического мониторинга загрязнения компонентов окружающей среды, а также проверки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с использованием химико-аналитических методов. Для этого в 2009-2011 годах планируется совершенствование законодательства Республики Тыва в сфере охраны окружающей среды, формирование системы координационных советов (совещаний) по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования, создание и организация работы Общественного и Научного советов по экологически устойчивому развитию Республики Тыва, совершенствование системы государственного экологического контроля на территории Республики Тыва, обеспечение информационной поддержки принятия решений органами исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны окружающей среды и природопользования, организация системы поощрений деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Необходимость совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды Республики Тыва, прежде всего, обусловлена принципиальным изменением федерального законодательства и расширением полномочий субъектов Российской Федерации в части вопросов охраны окружающей среды. В настоящее время федеральным законодательством значительно расширены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. В связи с этим необходимо обеспечить разработку нормативных правовых актов Республики Тыва, обеспечивающих возможность реализации указанных полномочий;

устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства, противоречий между природно-ресурсными и природоохранительными нормами и противоречий между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права; порядка и условий использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности Республики Тыва; проекта закона Республики Тыва «Об охране окружающей среды в Республике Тыва» (в новой редакции); подготовку, внесение на рассмотрение Правительства Республики Тыва Положения о территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды на территории республики, порядка ведения реестра объектов государственного экологического мониторинга Республики Тыва;

проекта постановления Правительства Республики Тыва «Об утверждении правил добывания на территории Республики Тыва объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Тыва»; проекта постановления Правительства Республики Тыва «Об утверждении правил добывания на территории Республики Тыва объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Республики Тыва»; проекта постановления Правительства Республики Тыва «О порядке осуществления государственного экологического контроля за объектами регионального значения на территории Республики Тыва». Также необходимо рассмотреть вопрос о создании химико-аналитической лаборатории для сопровождения контрольных функций.

Снижение уровня загрязнения окружающей среды Повышение качества состояния окружающей среды в первую очередь должно осуществляться за счет сокращения воздействия на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты – атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир. С этой целью необходимо предусмотреть: техническое перевооружение предприятий, оснащенных физически и морально устаревшим оборудованием;

совершенствование технологических процессов (создание и внедрение замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, создание непрерывных технологических процессов);

рациональное использование природных ресурсов;

рекультивацию почв и восстановление нарушенных природных объектов;

применение экологически обоснованных градостроительных решений (специальные приемы застройки, озеленение автомагистралей и их ограждение, сооружение транспортных развязок и кольцевых дорог, автостоянок в черте населенных пунктов, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок, применение общественного электротранспорта, устройство специально отведенных мест для выгула собак).

Сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия В целях охраны и рационального использования объектов растительного и животного мира, биоресурсов водных экосистем необходимо создание схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, организация новых охраняемых территорий. Основной задачей организации особо охраняемых природных территорий является сохранение генофонда, уникальных и типичных природных экосистем, памятников природы Республики Тыва, обустройство государственных природных заказников и памятников природы, зеленых зон городов и сел, сохранение их от пожара и самовольных вырубок. Главными проблемами сохранения и дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий являются: 1) оценка современного состояния и организация мониторинга особо охраняемых природных территорий; 2) внедрение мер по сохранению особо охраняемых природных территорий; 3) внедрение мер по сохранению животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Тыва; 4) создание и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий;

5) проектирование и согласование материалов на создание особо охраняемых природных территорий.

Для реализации настоящей Концепции целесообразно осуществление работ по сохранению и дальнейшему развитию особо охраняемых природных территорий Республики Тыва, охране животного и растительного мира, подготовке и обновлению материалов Красных книг Республики Тыва «Животные» и «Растения», подготовке и изданию Красной книги Республики Тыва «Ландшафты». Совершенствование экономических механизмов обеспечения рационального природопользования Для совершенствования экономических механизмов обеспечения рационального природопользования необходимо;

обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;

содействие развитию экологического предпринимательства разных форм;

введение в республике экономических механизмов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду;

обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды.

Обеспечение экологической безопасности населения Основными задачами в области обеспечения экологической безопасности населения Республики Тыва являются: обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду; выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для решения задач обеспечения экологической безопасности планируется увеличение уровня безопасности гидротехнических сооружений на территории республики; восстановление нарушенных природных объектов, организация охраны и защиты лесов, тушение лесных пожаров на территории Республики Тыва, разработка и реализация республиканских целевых программ по охране окружающей среды, по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Тыва. Для минимизации экологических рисков необходимы: своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями. Планирование и организация научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды Повышение роли научно-исследовательских работ позволит принимать экологически обоснованные решения. Для этого необходимо определить приоритетные направления научных исследований и усилить финансовую поддержку этих исследований. Приоритетными направлениями научных исследований в сфере охраны окружающей природной среды на территории Республики Тыва признаются: 1) исследования по оценке состояния и устойчивости местных экосистем, в том числе водных; 2) оценка влияния экологических факторов на здоровье населения; 3) оценка влияния антропогенных факторов на состояние отдельных экосистем; 4) разработка методов контроля динамики состояния окружающей среды на основе оценки состояния объектов животного и растительного мира; 5) разработка индикаторов оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей природной среды; 6) определение потенциала объектов животного мира и водных биоресурсов Республики Тыва и оценка их состояния. С этой целью планируется формирование и реализация плана научно-исследовательских работ по охране окружающей среды в Республике Тыва.

Распространение экологических знаний, создание системы экологического образования Анализ современного состояния окружающей среды, уровня защиты граждан от последствий чрезвычайных ситуаций различного характера показывает, что одной из важнейших причин сложившейся неблагоприятной ситуации является отсутствие эффективной системы воспитания и образования в этой области. Повышение качества экологического образования необходимо вести одновременно с расширением категорий лиц, получающих данное образование. При этом экологическое образование должно быть адаптировано под соответствующую категорию обучающихся. В целом работу по улучшению экологического образования следует вести по следующим направлениям: 1) повышение уровня подготовки кадров для ведения экологического образования; 2) разработка методических материалов для повышения уровня экологического образования; 3) улучшение технического оснащения учебного процесса; 4) внедрение современных информационных технологий; 5) разработка новых и улучшение существующих систем экологического образования для дошкольного воспитания; общеобразовательных учреждений; высшей школы; руководителей и специалистов органов власти и управления; руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций; населения и общественности; 6) усиление поддержки научных экологических исследований в высших учебных заведениях; 7) оказание помощи энтузиастам краеведения;

8) восстановление традиций народной охраны природы.

В рамках Концепции планируется организация публичного обсуждения актуальных проблем охраны окружающей среды, использование технологий для открытого доступа к информации о состоянии окружающей природной среды на территории Республики Тыва. Ожидаемые конечные результаты от реализации Концепции экологической безопасности Действие настоящей Концепции определено до 2011 года. Реализация Концепции осуществляется путем;

разработки и принятия нормативных правовых актов Республики Тыва в сфере охраны окружающей среды и контроля за их исполнением; совершенствования системы управления в сфере охраны окружающей среды;

разработки и реализации практических мер в сфере охраны окружающей среды в соответствии с полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Тыва.

Финансирование мероприятий Концепции осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Тыва на соответствующие годы, а также за счет внебюджетных средств, средств, направляемых органами местного самоуправления и предприятиями на реализацию практических мер в области охраны окружающей среды в соответствии с их полномочиями. Концепция позволит обеспечить;

сокращение негативного воздействия на окружающую среду; условия для восстановления окружающей природной среды;

соотношение экологических и экономических интересов жителей Республики Тыва;

создать необходимые гарантии реализации прав человека на благоприятную окружающую среду.

Смотрите также: Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 26.02.2014 № 54-п, Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 № 610