Договоры и соглашения

Главная > Законодательство Российской Федерации >

Постановление Правительства Республики Алтай от 14.05.1998 № 132

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 1998 г. N 132 г.Горно-Алтайск Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Алтай от 26.08.98 г. N 258 Об итогах социально-экономического развития Республики Алтай в 1997 году и задачах на текущий год В целях стабилизации социально-экономической ситуации в республике Правительство Республики Алтай постановляет;

1. Доклад об итогах социально-экономического развития Республики Алтай в 1997 году принять к сведению.

2. Республиканским министерствам, комитетам, ведомствам и администрациям города, районов, руководствуясь Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 27 марта 1998 года N3-10 "О программе первоочередных действий Правительства Республики Алтай", разработать собственные программы практических мероприятий на 1998 год, сконцентрировав внимание на решении следующих основных задач;

- стабилизация положения в финансовой сфере, повышение платежной дисциплины, снижение размеров просроченной задолженности организаций, и в первую очередь бюджетных;

- сокращение государственных расходов;

- обеспечение своевременной выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, оказание адресной социальной поддержки малообеспеченным и нуждающимся группам населения;

- обеспечение экономической стабилизации путем отработки механизма государственной поддержки приоритетных отраслей экономики;

- создание условий для стабилизации агропромышленного комплекса за счет государственной поддержки села;

- оказание практической поддержки развитию малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности;

- создание необходимых условий для сохранения строительного комплекса;

- осуществление реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- недопущение любых форм правонарушений, безусловное обеспечение правопорядка.

3. Возложить на руководителей республиканских министерств, комитетов, ведомств и глав администраций города, районов, персональную ответственность за выполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1999-2000 годах", "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998г. N321 "Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год" и Постановления Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 27 марта 1998 года N3-10 "О программе первоочередных действий Правительства Республики Алтай", и за представление информации о ходе выполнения этих решений в Министерство экономики Республики Алтай до 5 числа каждого месяца.

4. Министерству экономики Республики Алтай осуществлять систематический анализ, обобщение поступившей информации и представление ее до 10 числа каждого месяца Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Алтай, Министерству экономики Российской Федерации и Правительству Республики Алтай.

5. Министерству финансов Республики Алтай представлять в Правительство Республики Алтай до 25 числа каждого месяца отчет об исполнении республиканского бюджета на 1998 год и данные об исполнении местных бюджетов.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Барабошкина В.П.

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай Ю.В.Антарадонов К заседанию Правительства Республики Алтай 14 мая 1998г.

ДОКЛАД об итогах социально-экономического развития Республики Алтай за 1997 год и задачах на текущий год 1. Общая оценка социально-экономической ситуации в Республике Алтай в 1997 году Республике Алтай прошедший год не принес стабилизации социально-экономической ситуации. В 1997 году в развитии экономики республики проявились некоторые позитивные моменты, как приостановка падения объемов производства на отдельных предприятиях промышленности.

По данным Госкомстата РА, по сравнению с предыдущим годом выросли реальные располагаемые денежные доходы населения и розничный товарооборот. В результате этого сократилась численность населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Вместе с тем продолжали действовать факторы, сдерживавшие развитие позитивного потенциала реформ в республике: взаимные неплатежи в экономике, сложное финансовое состояние предприятий реального сектора экономики, большие объемы бартерных операций, падение объемов инвестиций, неудовлетворительный уровень трансформации сбережений в инвестиционные ресурсы, сокращение объема внешней торговли.

1.1. Кредит и денежное обращение Кредитные вложения в экономику республики (по данным Национального банка РА) составили на 01.12.97г. 79,9 млрд.руб., в том числе краткосрочные - 77,3 млрд.руб., долгосрочные - 0,6 млрд.

руб. Краткосрочные вложения за год увеличились на 42%, а долгосрочные уменьшились практически в 10 раз.

За 1997 год безналичный платежный оборот (по системе РКЦ НБ РА) Республики Алтай с административными территориями России сложился в сумме 1693,2 млрд.руб., из них платежи в республику - 1067,7 млрд.руб., платежи из республики - 625,5 млрд.руб. Абсолютная величина положительного сальдо расчетов за год составила 442,2 млрд.руб. Прирост платежного оборота по отношению к 1996 году составил 57%, при этом более значительно увеличился приток денежных средств - в 2,2 раза.

Анализ потоков платежей в разрезе территориальной структуры показал, что за истекший год география движения денежных потоков значительно расширилась и охватила практически все субъекты федерации. Это расширение сети платежей во многом определено расширением деятельности эколого-экономического региона "Алтай".

Характерной особенностью расчетов внутри республики в течение года являлось то, что основные потоки входящих и исходящих платежей шли из республиканского центра (ГРКЦ) - 72,8%. Низкая доля платежей между районами говорит о слабых экономических связях внутри республики.

В структуре платежей из республики выделились две основные группы: коммерческие платежи, удельный вес которых колеблется по месяцам от 11 до 50% и прочие платежи, доля которых более высока - от 35 до 84%.

1.2. Финансы Финансовые результаты деятельности ведущих отраслей экономики республики крайне неудовлетворительны. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в оздоровлении отдельных предприятий, общие финансовые показатели значительно снижены из-за большого количества убыточно работающих предприятий. Сумма убытка за 1997 год по крупным и средним предприятиям составила 13,2 млрд.руб., что на 4,6 млрд.руб. больше, чем в 1996 году. Убытки промышленности составили 3,7 млрд.руб., сельского хозяйства - 5,9 млрд. руб., транспорта - 6,0 млрд.руб. В строительстве получена прибыль 2,4 млрд.руб., но произошло ее снижение по сравнению с предыдущим годом на 1,6 млрд.руб. Темп снижения составил 61%.

Кредиторские обязательства крупных и средних предприятий промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства достигли на 01.12.97г. 216,3 млрд.руб., из них просроченные - 125,6 млрд.руб. Общая дебиторская задолженность по этим предприятиям составила 130,6 млрд.руб., из нее 62,1 - просроченная. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской - 32%, при 36% в 1996 году. Хронические неплатежи за потребленную электроэнергию к концу 1997 года превысили 54 млрд.руб.

Кризис платежных отношений продолжает углубляться, включая взаимоотношения с бюджетом, оставаясь главным препятствием начала стабилизации. Решающими факторами, оказавшими влияние на рост задолженности перед бюджетом по основным платежам являются;

отсутствие средств на счетах налогоплательщиков, изменение очередности оплаты платежей в банк, задолженность бюджетных учреждений за продукцию, работу, услуги хозяйствующим субъектам, задержка исполнения платежных поручений коммерческими банками.

1.3. Бюджетное финансирование В 1997 году сохранялось напряженное положение в бюджетной сфере. Консолидированный бюджет Республики Алтай исполнен с дефицитом 97,8 млрд.руб. или 20,7% от общей суммы расходов.

Расходная часть бюджета исполнена на 59% от утвержденной суммы, при плане 803,7 млрд.руб. фактическое исполнение составило 472,8 млн.руб. Выше уровня 1996 года осуществлялось финансирование расходов на образование и здравоохранение в связи с выплатой задолженности по заработной плате в бюджетной сфере. В целом финансовые обязательства продолжали оставаться для республики чрезмерными.

Из-за недостатка средств в бюджете РА 1997 год закончился с переходящей кредиторской задолженностью по защищенным статьям бюджета в сумме 193,4 млрд.руб., в том числе: заработная плата - 54,4 млрд. руб., начисления на заработную плату - 22,6 млрд.руб., компенсации детям - 62,4 млрд.руб., коммунальные услуги - 45,8 млрд.руб.

За истекший год по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при закупке продукции для государственных нужд" Правительством Республики Алтай издан ряд распоряжений и приняты 3 постановления, касающихся капитального строительства и обеспечения завоза продукции (товаров) в труднодоступные села республики с ограниченным сроком завоза грузов и в районы, приравненные к местностям Крайнего Севера.

В целом за 1997 год на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд проведено 10 торгов (конкурсов), в том числе открытых 8, по которым заключено 16 контрактов на общую сумму 49 млрд.руб. Всего подали заявки на участие в торгах 83 поставщика (подрядчика), из них признаны победителями конкурсов (торгов) 37. Вместе с тем не все бюджетодержатели в республике проводили работу по организации закупок на конкурсной основе.

1.4. Дирекция ЭЭР "Алтай"

В 1997 году конъюнктура на рынке оффшорного бизнеса складывалась для Дирекции ЭЭР "Алтай" благоприятно. Дирекцией уделялось особое внимание исполнению плана сбора налогов в федеральный бюджет и пополнению консолидированного бюджета Республики Алтай.

Разумные льготные условия налогообложения обеспечили рост количества участников ЭЭР "Алтай" за истекший год более чем в 2,5 раза. Основная доля - 99,3% в общем числе зарегистрированных в 1997 году предприятий (1667) приходится на нерезидентов, в том числе 13 предприятий с иностранными инвестициями.

За отчетный, 1997 год, поступило налогов в бюджет от участников ЭЭР - 194,8 млрд.руб., что составляет основную долю (61,1%) в общей сумме налоговых поступлений в республике. На долю налогоплательщиков, находящихся на территории РА, приходится лишь 5,8%, а на иногородних участников - 94,2% (183,5 млрд.руб.).

Одним из направлений деятельности региона является инвестирование средств в экономику республики. Из поступивших 22,4 млрд.руб. средств на счет Дирекции, выделено инвестиций 18,5 млрд.руб. Приоритеты отданы производству и сельскому хозяйству - 10,1 млрд.руб. (55% общей суммы, направленной на инвестирование). На социальную поддержку населения РА и поддержку учреждений здравоохранения - 1,3 млрд.руб., 7% от объема выделенных средств.

Проведено мероприятий в области геоэкологических исследований и энергосбережения на сумму 0,5 млрд.руб., 3% от объема выделенных средств.

Отрицательным является то, что процент собираемости ежеквартальных отчислений в целом по Дирекции ЭЭР на 1.01.98г. очень низок - 37,7%. Состояние отчетной дисциплины - не на должном уровне.

За 1997 год не представили отчеты 388 фирм (17% от общего числа участников), из них 95 находятся в розыске.

На 1.01.98г. сумма платежей, недополученных в результате предоставления льгот, составила 185,3 млрд.руб., в т.ч. по организациям, находящимся на территории РА, 10,3 млрд.руб. (5,6% от общей суммы задолженности), за пределами РА - 175 млрд.руб. (94,4%).

2. Материальное производство 2.1. Промышленность За 1997 год крупными и средними промышленными предприятиями произведено продукции в действующих ценах на 74,6 млрд.руб. Индекс физического объема составил 111,6% к январю - декабрю 1996 года.

С переходом Госкомстата республики на новую методику учета, при которой предприятия со списочной численностью менее 100 человек относятся к категории малых, показатели по этим предприятиям получены методом дорасчета. Так, за 1997 год объем продукции с учетом оценки объемов производства малых предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях, составил 119,1 млрд.руб. Индекс физического объема к январю - декабрю 1996 года равен 82,8%.

Ввиду неразвитости промышленного потенциала Республики Алтай применяемая методика дорасчета не дает реальной картины происходящих в экономике изменений.

Несмотря на приостановку процесса приватизации, доля промышленной продукции, произведенной государственными предприятиями, снизилась с 60,1% общего объема до 52% в прошедшем году.

Тенденция относительной стабилизации промышленного производства в 1997 году не имела устойчивого характера, так как не была подкреплена сколько-нибудь заметным ростом потребительского спроса и не сопровождалась ростом инвестиций в производство.

Это отразилось на финансовых результатах деятельности крупных и средних предприятий промышленности республики.

За 1997 год кредиторская задолженность по сравнению с предыдущим годом возросла на 5 млрд.руб., а просроченная увеличилась на 6,7 млрд.руб. При этом задолженность потребителей промышленной продукции предприятиям республики снизилась на 3,1 млрд.руб.

Сложившееся положение связано в значительной мере с острым дефицитом оборотных средств предприятий промышленности. К числу мер, способствующих улучшению финансового положения в основных отраслях промышленности, остановки тенденции падения объемов производства можно отнести временное адресное предоставление льгот по местным налогам, амнистирование пени и штрафов по налоговым платежам (в т.ч.

проплаченных в КБ "Горный Алтай"), кредитование на восполнение оборотных средств под льготный процент под программу увеличения объемов выпуска и реализации продукции и другие меры поддержки.

Сравнивая индексы физического изменения объемов продукции в разрезе отдельных отраслей, можно сделать вывод, что темпы падения промышленного производства в Республике Алтай как в целом, так и по главным отраслям более значительны, чем в промышленности России.

Даже в цветной металлургии, где стали расти объемы производства золота, серебра и меди, положение нельзя считать благополучным. Не работало в 1997 году Акташское ГМП, на Калгутинском РЭП подготовительные работы затянулись, не приступили как ожидалось к выпуску концентратов, даже при наличии запасов руды, созданных в предыдущие годы.

По сравнению с другими регионами не наметилась тенденция роста в пищевой промышленности. Из-за резкого снижения производства молока остановлен Майминский маслосырокомбинат. В торговле реализуется молочная продукция из соседних регионов. В пищевой промышленности рост производства сохраняется лишь на мясоперерабатывающих предприятиях республики.

В прошлом году почти прекратило выпуск ликеро-водочных изделий акционерное общество совхоз-завод "Подгорный". Выпуск плодово- ягодных вин в 1997 году сократился по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза. В настоящее время практически полностью утрачен рынок сбыта алкогольной продукции республиканского производства в соседних территориях, из-за чего большие суммы теряет местный бюджет.

Продолжают сокращаться объемы в легкой промышленности.

Акционерное общество "Ткацкая фабрика" за отчетный период выпустило хлопчатобумажной ткани на 18% меньше. Производство продукции в промышленно-торговой фирме "Сюмер ЛТД" снизилось почти наполовину.

Пошив брюк уменьшился на 60%. В акционерном обществе "Обувь" с начала 1997 года выпущено различных видов обуви только 37,4% от прошлогоднего уровня.

Практически третий год не работает гардинно-тюлевая фабрика. В последнее время на государственном уровне предпринимается ряд мер по поддержке и восстановлению текстильной и легкой промышленности.

Прорабатывается вопрос о возможности списания в 1998-1999 годах задолженности, образовавшейся перед бюджетом всех уровней по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также переоформлению в 1998 году задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам в государственный внутренний долг РФ.

В лесной промышленности объемы производства упали более чем на 70%.

Почти наполовину снизились объемы производства в промышленности строительных материалов. Выпуск продукции акционерного общества "Горно-Алтайский завод железобетонных изделий"

сократился почти на 40%. Производство кирпича уменьшилось на 47%. За отчетный период его выпуск составил лишь 1508 тысяч штук.

Сложившееся положение на предприятиях стройиндустрии вызывает необходимость рассмотрения всеми заинтересованными органами проблем отрасли.

По отрасли машиностроение государственное предприятие "Алтайский самовар" возобновило производство электрических самоваров. С начала года их собрано 1864 штук, что на 50,2% больше, чем в прошедшем году.

Основная часть произведенной в республике продукции приходится на товары народного потребления. За отчетный период их производство (с учетом дорасчета по малым, совместным и подсобным производствам) составило 46,3 млрд.руб., из них по крупным и средним предприятиям - 21,3 млрд.руб.

Однако ввоз товаров в республику по стоимости в 3,5 раза превышает вывоз, что обусловлено преобладанием в вывозе сырья, а не конечной продукции.

2.2. Сельское хозяйство За 1997 год валовая продукция, произведенная хозяйствами всех категорий, составила 106,4 млрд.руб. в сопоставимых ценах 1994 года, что меньше уровня прошлого года на 3%.

На 38% снизилось производство валовой продукции в сельхозпредприятиях и на их долю приходится только 18% от общего объема ее производства (в 1990г. - 64%).

Личными подсобными хозяйствами произведено 77% валовой продукции, в т.ч. продукции животноводства - 69%, растениеводства - 85%, из них картофеля и овощей - 99,5%.

Крестьянскими хозяйствами произведено валовой продукции 5%.

Растениеводство. За три последние года посевные площади сократились на 17% или 22,7 тыс.га. Собрано зерновых и зернобобовых культур 6 тыс. тонн (в 1996г. - 10,7 т.т), урожайность 3,8 ц с гектара.

В результате стихийных бедствий в 1997 году нанесен ущерб посевам, сенокосам в сумме 12,2 млрд.руб.

К началу зимовки заготовлено кормов на 40% меньше прошлогоднего. На условную голову запасено 3,9 ц кормовых единиц, что на 25% меньше, чем год назад.

В хозяйствах республики под урожай 1998 года посеяно озимых культур на 127 га, вспахано зяби 6,4 тыс.га, засыпано в семенные фонды 700 тонн яровых зерновых и зернобобовых или 3% к потребности.

Животноводство. В хозяйствах всех категорий произошло снижение производства основных видов продукции животноводства. По сравнению с 1996 годом производство (выращивание) скота и птицы уменьшилось на 5%, молока на 4%, шерсти на 12%.

Поголовье крупного рогатого скота за год сократилось на 11%, овец и коз - на 17%, лошадей - на 13%.

Основной причиной продолжающегося спада производства животноводческой продукции является ее убыточность, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай, в 1997 году рентабельность производства мяса (в живой массе) в сельхозпредприятиях была минус 42%, молока (-41%), пантов оленей (-18%), прибыльным было только производство пантов маралов (+100%).

Финансовое положение сельхозпредприятий остается кризисным. В 1997 году из 77 отчитавшихся хозяйств 63 закончили год с убытками, сумма которых составила 34,954 млрд. руб. Рентабельность производства сельхозпродукции составила с учетом дотаций и компенсаций (-20%).

Низкие показатели в АПК обусловлены диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, товары и услуги, которые не способствуют наращиванию производства продукции. Из-за высоких цен продукция остается невостребованной. Одной из причин является отсутствие инвестиций и льготных кредитов, несвоевременная и не в полном объеме выплата дотаций. Диспаритет цен обусловил существенные изменения в структуре издержек производства. По сравнению с 1991г. удельный вес энергоресурсов в себестоимости продукции возрос с 4,4 до 15%, а затраты на оплату труда снизились с 38 до 17%.

На 1 января 1998г. задолженность сельхозпредприятий только во внебюджетные фонды составила 58,2 млрд.руб., в т.ч. недоимка - 36,2 млрд. руб., пеня - 22 млрд.руб. Расчетные счета хозяйств арестованы.

В то же время Минфин РА задолжал сельхозтоваропроизводителям более 6,5 млрд.руб., в т.ч. по дотациям - 2,7 млрд.руб., капвложениям - 3,095 млрд.руб. (с учетом 1995-96гг.).

2.3. Строительство На развитие экономики и социальной сферы Республики Алтай использовано в 1997 году инвестиций 143,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 55% ниже уровня 1996 года. В 1997 году темп падения объемов инвестиций был значительно выше, чем в предыдущие годы (в 1996 году темп роста к 1995 году составил - 72%, в 1997г. к 1996г. он составил 45%).

Данные Госкомстатистики РА показывают, что за годы реформ объемы капитальных вложений неуклонно снижаются. Так, если в 1996г.

к 1991г. объемы инвестиций в среднем по республике сократились на 83%, то 1997г. к 1991г. снижение составило 92,3%. Крайне неудовлетворительно сработал строительный комплекс в 1997г., отставание против 1996г. составило 55%. Со снижением инвестиционной активности в производственной сфере экономики резко сократилось количество строящихся объектов. Выросло количество временно приостановленных строек, а число вновь начатых сокращено более, чем на 80%.

В 1997 году по республике на строительство, расширение и реконструкцию и техническое перевооружение использовано инвестиций за счет всех источников финансирования - 77,9 млрд. рублей или 54% от общего объема инвестиций (в 1996г. - 60%). За этот период введено в действие: в Горно-Алтайске - автозаправочная станция, автоматическая междугородная телефонная станция на 1056 каналов, фасовочный цех мощностью 20 т/год и сушилка для трав в ОПХ "Горно-Алтайское"; в Кош-Агачском районе - 2 моста: в к-зе им.

Калинина и ч/з р. Чуя, животноводческие помещения для КРС на 352 головы, для овец - на 1553 гол., для лошадей - на 201 гол. и свиней - на 38 гол., дороги общего пользования Чибит - Улаган и Кош-Агач - 4 км и т.д.

Из общего объема использованных инвестиций в непроизводственную сферу 41% в 1997г. направлено на жилищное строительство. На территории Республики Алтай предприятиями и организациями всех форм собственности введено в эксплуатацию 313 новых квартир общей площадью в 22,9 тыс.кв.м, что составило 62% к уровню 1996г. Доля индивидуальных жилых домов в общем объеме введенного жилья в 1997 году составила 60% против 63,1% в 1996 году.

Основной причиной падения строительных объемов остается недостаток финансирования и несвоевременное поступление тех средств, которые были предусмотрены утвержденным государственным заказом.

Кредиторская задолженность Правительства РА (заказчика) строительному комплексу на 1.01.98г. составила 27,4 млрд.руб., из них: по федеральному бюджету - 12,34 млрд.руб., по республиканскому - 15 млрд.руб.

2.4. Транспортно-дорожный комплекс и связь За 1997 год фактически поступило средств в территориальный дорожный фонд 7,6 млрд.руб., в том числе взаимозачет составил 2,8 млрд. руб. Дорожному хозяйству РА недофинансирование из федерального дорожного фонда на 01.01.98г. составило 22,2 млрд.руб. Несмотря на значительные финансовые трудности подразделениями Республиканского управления автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" за 1997 год на федеральных дорогах отремонтировано 35,6 км дорог (в т.ч. устройство поверхностной обработки 16 км) и проведен ремонт 3-х мостов, а на территориальных дорогах введен в эксплуатацию мост через р.Чуя, произведен ремонт 13 мостов и 16,2 км дорог.

В 1997 году транспорт, в основном, удовлетворял платежеспособный спрос на перевозки грузов и пассажиров. Объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил 655,4 тыс. тонн или 87% к уровню предшествующего года. Сокращение объема грузоперевозок связано с низким платежеспособным спросом грузовладельцев и интенсивным старением материально-технической базы транспорта.

Значительное снижение объема грузовых автоперевозок в 1997 году связано с отказом многих грузовладельцев от услуг специализированных автотранспортных предприятий из-за высоких тарифов, особенно для перевозок на небольшие расстояния, и увеличением собственного парка автомобилей.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 1997 году составил 78 млн. пасс. км или 92% от уровня предшествующего года.

Перевозки пассажиров на автомобильном транспорте оставались убыточными. Дотирование их производилось за счет средств местного бюджета.

Итоги работы предприятий связи в 1997 году свидетельствуют об устойчивом развитии отрасли. Прирост количества основных телефонных аппаратов составил 534 штук, или 102,5% к уровню 1996г. За 1997 год предприятиями связи оказано услуг на сумму 41,3 млрд.руб., из них 29% населению. Задолженность потребителей услуг электросвязи за 1997 год увеличилась в сравнении с прошлым годом в 1,5 раза и превысила 12,0 млрд.руб., из которых 51,5% приходится на бюджетные организации.

2.5. Жилищно-коммунальное хозяйство В соответствии с Указом Президента РФ N425 от 28.04.1997г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанной Правительством РФ, в Республике Алтай создана комиссия по проведению реформы. Разработана и утверждена программа первого этапа реформирования ЖКХ и программа ресурсосбережения по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

В 1997 году оказано всего жилищно-коммунальных услуг на сумму 89,3 млрд.руб., что в сравнении с 1996 годом составило 123%. В том числе населению оказано услуг на 27,9 млрд.руб., или 159% к предыдущему году. Задолженность населения по оплате жилья составила 2400 млн. рублей, или к месячному начислению - 3,5 месяца.

Программой ресурсосбережения предусмотрен переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других теплоэнергоресурсов. В 1997 году начата работа по установлению таких приборов. Из-за недостатка бюджетного финансирования было принято решение выделить из средств ЭЭР "Алтай"

125 млн.руб., на финансирование работ по установке узлов учета теплоэнергии в республиканских тубдиспансере, детской и стоматологической поликлиниках, новом и старом хирургических комплексах. Экономия денежных средств от этого мероприятия составляет от 30 до 45%. В 1998 году заключены договора и планируется установить в организациях бюджетной сферы 16 приборов учета тепла и воды.

В рамках проведения жилищно-коммунальной реформы проводится разъяснительная работа через средства массовой информации.

3. Управление государственным имуществом Основной задачей деятельности Госкомимущества Республики Алтай является - определение эффективных форм управления государственной собственностью.

За прошедший год внесено на утверждение в Государственное Собрание - Эл Курултай и Правительство Республики Алтай семь проектов нормативных актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью на территории Республики Алтай.

Госкомимущество РА является учредителем 37 государственных предприятий, 19 учреждений, 15 хозяйственных обществ, 56 акционерных обществ. По согласованию с ведомствами за 1997 год с руководителями предприятий заключено 14 контрактов, расторгнуто 4.

Заключен 51 договор аренды, что на 7 договоров больше, чем в 1996 году. Площадь арендуемых помещений в 1997 году составила 6000 кв. м, что больше 1996 года на 3,9%. Средняя арендная плата 1 кв. м площади составила 13442 рубля и увеличилась по сравнению с 1996 годом на 64,7%.

За прошедший год Государственным комитетом получено 1029 млн.

рублей денежных средств, это на 74,7% больше 1996 года. В том числе получено 721 млн. рублей денежных средств от аренды, 308 млн.руб. от приватизации, что больше 1996 года на 69,2% и в 2,2 раза соответственно. Перечислено денежных средств в республиканский бюджет 670 млн. рублей, что больше 1996 года на 78%.

4. Внешнеэкономическая деятельность В 1997 году внешнеторговый оборот составил 9,99 млн. долларов и уменьшился в 1,2 раза по сравнению с 1996 годом за счет сокращения экспортных поставок в страны дальнего зарубежья. Основу экспорта по-прежнему составляют панты марала, основной торговый партнер - Сянган (Гонконг). В отчетном году поставлено пантов на 7,2 млн.

долларов, что на 2,3 млн. долларов (24,2%) меньше в сравнении с 1996 годом.

Доля бартерных сделок сократилась на 0,3 процентных пункта.

Основная причина сокращения бартера - это регистрация бартерных операций в МВЭС.

Увеличение стоимости импорта в 1,6 раза обеспечено прежде всего ростом поставок продовольственных товаров, топливно- энергетических ресурсов из стран СНГ. Соотношение между экспортом и импортом уменьшилось в 2,3 раза (1996г. к 1997г.).

5. Социальная сфера 5.1. Демографическая ситуация На 1.01.98г. численность населения республики составила 202,3 тысячи человек, возросла по сравнению с 1996 годом на 0,2%.

За 1997г. прибыло 7583 человека, что больше 1996г. на 14,4%, выбыло из республики 7103 человека, что больше 1996г. на 8,4%. За 1997 год миграционный прирост населения составил 480 человек. Около 30% всех прибывших в республику из стран ближнего зарубежья получили в миграционной службе официальный статус вынужденных переселенцев.

Родилось в прошлом году 2717 человек, что больше 1996 года на 0,5%. Число умерших несколько уменьшилось по сравнению с 1996 годом и составило 2531 человек, или 98,6%. Естественный прирост населения в республике за 1997 год составил 186 человек и возрос по сравнению с 1996 годом на 35,8%.

Увеличилось количество гражданских браков по сравнению с 1996 годом на 14% и составило 1232. Уменьшилось число разводов по сравнению с 1996 годом и составило 94%.

5.2. Труд и занятость Хотя в городе и районах республики разработаны и реализуются мероприятия по поддержке занятости населения, положение на рынке труда осложняется ростом числа безработных граждан, не имеющих средств к существованию. В 1997 году по вопросу трудоустройства в службе занятости зарегистрировано 4732 человека, ищущих работу, что составляет 110,3% по сравнению с соответствующим периодом 1996г. Это 4,3% от всего трудоспособного населения и 6% от экономически активного.

За отчетный период статус безработного получили 3659 человек, или 107% по отношению к 1996г. Сократилось число граждан, получающих пособие по безработице, и составило 2690 человек, или 97,6% по сравнению с соответствующим периодом 1996г. Численность безработных граждан, высвобожденных с предприятий за 1997г., увеличилась на 610 человек. В течение года 43 предприятия сообщили данные о массовом высвобождении работников. Высокий процент увольнения по собственному желанию связан с длительной невыплатой заработной платы.

Впервые в прошедшем году велась работа по формированию общереспубликанского банка вакансий. Из числа закончивших профессиональное обучение - трудоустроено 32,7% молодежи. Совместно с министерством образования и науки была организована временная занятость 550 человек подростков (в летний период).

Несмотря на дефицит средств фонда занятости, в 1997 году была оказана финансовая безвозвратная помощь в объеме 20 млн.руб. на создание 10 рабочих мест для многодетных женщин.

Постановлением Правительства РА от 14.04.97г. N125 была утверждена Программа организации общественных работ на 1997 год, в ходе ее реализации организованы общественные работы, в которых было задействовано 2490 человек.

На реализацию программы профессионального обучения в 1998 году предполагается израсходовать 280,0 тыс.руб., на профессиональную ориентацию и психологическую поддержку безработных - 20,0 тыс.руб.

(деноминированных).

5.3. Потребительский рынок товаров и услуг В 1997 году в торговле сохранилась стабильная ситуация с удовлетворением платежеспособного спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары и высокий уровень товарной насыщенности рынка.

За минувший год населению продано потребительских товаров на 549,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 9 процентов выше, чем в 1996 году. Объем потребления товаров по республике значительно колеблется. Больше всего товаров приобреталось в г.Горно-Алтайске (48,8%) и Майминском районе (14,8%). Товарооборот на одного жителя республики в 1997 году сложился в сумме 2946 тыс.руб.

Для улучшения ситуации со снабжением населения отдаленных районов республики Правительством РА принято Постановление от 18.06.97г. N209 "Об обеспечении завоза продукции (товаров) в труднодоступные села Кош-Агачского и Улаганского районов с ограниченными сроками завоза грузов". Во исполнение этого постановления проведен тендер предприятий, осуществляющих поставки продукции (товаров) в названные районы за счет средств государственной финансовой поддержки.

Структура розничной торговли отражает платежеспособный покупательский спрос потребителей. В минувшем году, как и год назад, продовольствия население покупало больше, чем товаров непродовольственной группы. Более 14% в общем объеме товарооборота продовольственных товаров занимают алкогольные напитки.

В течение 1997 года в розничной торговой сети имело место сокращение физической массы товарных запасов. Это связано не только с ускорением оборачиваемости товаров, но и с недостатком оборотных средств у организаций торговли. Для расчетов с поставщиками использовались взаимозачеты и бартерный обмен.

Принимались меры по обеспечению поступления в торговлю качественных отечественных и особенно импортных товаров, однако на потребительский рынок еще достаточно много проникает товаров с отклонениями от нормативных требований и некачественных. В 65 процентах проверок, проведенных республиканской Госторгинспекцией, выявлены нарушения.

На рынке платных услуг в 1997 году населению оказано услуг на сумму 126,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 20,4% меньше, чем в 1996 году. Ниже уровня прошлого года оказано таких необходимых видов услуг, как бытовые (снижение на 33,6%), жилищно-коммунальные (на 18,7%).

Среди видов платных услуг высокий прирост физического объема реализации имел место в туристско-экскурсионной сфере (в 5,9 раза), физкультуры и спорта (в 1,9 раза), услугам правового характера (в 1,8 раза), в сфере платного образования и связи.

Преобладающую долю бытовых услуг занимает ремонт и строительство жилья (38,5%), транспортно-экспедиционные услуги (14,6%). Совершенно отсутствует в республике такой вид услуг, как химическая чистка.

Тарифы на платные услуги населению с начала года приросли на 51,5%. Наиболее подорожали услуги, занимающие значительную долю в структуре расходов населения, - жилищно-коммунальные. Более чем в 1,7 раза подорожали жилищные услуги, в 2 раза возросла плата за водоснабжение и канализацию, а также тарифы на электроэнергию.

5.4. Социальное развитие и уровень жизни населения В 1997 году проявились некоторые позитивные сдвиги в социальной сфере. Реальные располагаемые денежные доходы населения (по данным Госкомстата РА) увеличились по сравнению с 1996 годом на 25,4% (для сравнения в целом по РФ - на 3,5%). В структуре денежных доходов происходит постепенное снижение доли доходов от предпринимательской деятельности, которая составила в 1997 году 6,3% против 8% в 1996г. (по РФ этот показатель составляет 36%). Основной источник доходов населения РА - заработная плата. Доля оплаты труда, включая выплаты социального характера, несколько увеличилась и в 1997г. составила 62,6% против 59,9% в 1996г.

Удельный вес пенсий, пособий, других социальных трансфертов в общем объеме денежных доходов практически оставался стабильным и составил в 1997г. 31,1% против 32,1% в 1996г. В 1997 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 26,4% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,5%.

В сфере оплаты труда в 1997 году ситуация кардинальным образом не улучшилась. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 685 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 1996г.

в 1,2 раза. Среднемесячная зарплата обеспечивала немногим более 1,5 прожиточных минимумов населения в трудоспособном возрасте.

В 1997 году сохранился значительный разрыв в уровнях заработной платы по отраслям, районам республики. В республике продолжает оставаться территориальная дифференциация в оплате труда.

В восьми районах из десяти заработная плата ниже среднереспубликанской (кроме Майминского и Чойского районов, г.Горно-Алтайска).

Одной из наиболее острых экономических проблем, порождающих социальные конфликты, продолжает оставаться несвоевременная выплата заработной платы.

Основной задачей в области пенсионного обеспечения в 1997 году являлось обеспечение своевременной выплаты пенсий в условиях устойчивого дефицита пенсионного фонда.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения составил 390 тыс. рублей на человека. В Республике Алтай сложилась проблема массовой бедности. Если в 80-е годы доля бедного населения составляла около 10% и в эту категорию населения в основном попадали многодетные семьи, неработающие инвалиды, то сейчас денежные доходы ниже прожиточного минимума имеет 36,2% населения (73 тысячи человек). В эту категорию также входят работающие граждане.

В здравоохранении, образовании и культуре в 1997 году в целом наблюдались те же тенденции, которые были присущи развитию этих отраслей в 1996 году. Крайне недостаточное финансирование текущих расходов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры и искусства не позволило осуществить намеченные на 1997 год мероприятия.

Несмотря на продолжающиеся экономические трудности, в системе образования в 1997 году удалось сохранить существующую сеть образовательных учреждений. В с.Усть-Кан введена в эксплуатацию средняя школа на 704 ученических места.

В условиях ограниченности государственных инвестиций в 1997 году из федерального бюджета не финансировалась ни одна целевая программа.

Сложное положение остается с обеспечением учебниками.

Ухудшается положение с организацией питания, не выдерживаются установленные натуральные нормы. Обеспеченность горячим питанием в школах за счет бюджета составляет 12% (по РФ - 30%).

В 1997 году в Горно-Алтайском госуниверситете открыты 2 новые специальности на дневном отделении и 3 на заочном. На условиях полного возмещения затрат 10,6% от общего числа студентов. В здравоохранении сложилась критическая ситуация. В условиях крайне ограниченного финансирования свертывается профилактическая работа с населением.

По характеру медико-демографической ситуации в Российской Федерации Республика Алтай относится к наиболее неблагоприятным по типологической классификации регионам.

Нарастание социальной напряженности, ухудшение криминогенной обстановки, дезадаптация населения к смене жизненных стереотипов и ориентиров в процессе реформ влекут за собой рост самоубийств и насильственных смертей. Хотя смертность от несчастных случаев в 1997 году по РА несколько снизилась по сравнению с 1996 годом, ее уровень в 1,5 раза превышает среднероссийский уровень.

Тревожным симптомом социального неблагополучия является заболеваемость населения болезнями "социального" характера. Общая заболеваемость туберкулезом возросла на 6,2% и превысила среднероссийский показатель в 1,6 раза, заболеваемость сифилисом увеличилась на 46% и в сравнении с российским больше в 4,4 раза.

Показатель младенческой смертности по республике в 1,5 раза выше российского.

Учитывая сложную ситуацию, сложившуюся в здравоохранении Республики Алтай, Правительством РА выделяются внебюджетные средства для поддержки этой отрасли. На ремонт хирургического корпуса из средств ЭЭР "Алтай" выделено 600 млн. рублей.

Финансирование федеральной целевой программы "Дети - инвалиды"

в 1997 году за счет средств местного бюджета составило 0,4 млрд.руб.

при годовом лимите 0,9 млрд.руб. В рамках "семипалатинской" ФЦП введено здание СЭС в с.Майма. Всего по этой программе из федерального бюджета поступило в 1997 году 9,9 млрд.руб. при лимите 11,1. При этом выполнение строительных работ значительно опережает их финансирование, что приводит к росту кредиторской задолженности.

На 1.01.98г. задолженность из федерального центра по этой программе составила 5,6 млрд. рублей.

По проекту "Медицинское оборудование" Всемирного банка Реконструкции и Развития получено медицинское оборудование на сумму 1 млн. долларов США. В 1997 году республике оказана гуманитарная помощь (медикаменты, хирургические инструменты и др.) на сумму 550,5 млн. рублей. Получено через "Национальное медицинское агентство" МЗ РФ оплаченных централизованно медикаментов на сумму более 500 млн.

рублей.

Привлечение дополнительных источников снимало напряженность в финансировании учреждений здравоохранения только в незначительной степени.

В сложных условиях экономических преобразований в целом удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал и несколько ослабить нарастание кризисных явлений в культуре.

Основным источником финансирования расходов на сохранение и развитие культуры в 1997 году продолжали являться бюджетные средства, которые составили более 76% от общих затрат на культуру. В минувшем году из местного бюджета профинансировано на 28% больше, чем в 1996 году. Деятельность учреждений культуры РА осуществлялась по Республиканской целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства (1997-2000 годы)".

Правонарушения.

По сообщениям МВД РА, в 1997 году наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений по сравнению с 1996 годом (103,3%).

Число особо тяжких и тяжких преступлений, зарегистрированных в 1997 году, составило 2788, что на 7,4% больше, чем в прошлом году.

Зарегистрировано в сфере экономической деятельности 46 преступлений (двукратный рост).

6. Задачи социально-экономического развития Республики Алтай на 1998 год Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", документа "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998г. N321 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год" Правительством Республики Алтай принята программа первоочередных действий, утвержденная постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай N3-10 от 27 марта 1998г.

В программе Правительством Республики Алтай поставлена цель - концентрация усилий для решения следующих ключевых первоочередных задач;

Стабилизация положения в финансовой сфере, повышение платежной дисциплины, снижение размеров просроченной задолженности организаций, и в первую очередь бюджетных (1, 2, 5, 6, 9, 15, 16) <*>

- завершение работы по розыску и возврату в бюджет Республики Алтай государственных средств, израсходованных с нарушением законов и в ущерб интересов Республики Алтай;

- скоординировать работу с федеральными органами власти по обеспечению принятия Указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и других решений на уровне федеральных министерств и ведомств по вопросам первоочередных мероприятий для решения наиболее острых социальных и экономических проблем в республике;

- взять под постоянный контроль мероприятия по увеличению доходов бюджета и сокращению его дефицита;

- проработать в Министерстве финансов РФ и других федеральных ведомствах особый режим расчета трансфертов для Республики Алтай (метод прямого счета);

- упорядочить нормативную базу в целях увеличения поступления средств внебюджетных фондов, в том числе средств, получаемых от работы ЭЭР "Алтай";

- Дирекции ЭЭР совместно с ГНИ активизировать работу по розыску ряда фирм и погашению их задолженности, упорядочить регистрацию участников и постановку их на учет;

- добиться повышения платежной дисциплины, снижения размеров просроченной задолженности организаций, и в первую очередь бюджетных, путем реструктуризации всех долгов.

Сокращение государственных расходов (3, 14) <*>

- продолжить реализацию Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд";

- разработать и осуществить мероприятия по ликвидации нерациональных расходов бюджетных средств в республике, прежде всего всей структуры органов исполнительной власти, начиная с Правительства РА. При этом добиться поставленной цели - сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу в рамках президентской концепции административной реформы в стране.

Обеспечение своевременной выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, оказание адресной социальной поддержки малообеспеченным и нуждающимся группам населения (10, 11 ,12, 13) <*>

- Минсоцзащиты РА восстановить порядок ежемесячной выплаты детских пособий и завершить до конца текущего года работу над погашением задолженности по детским пособиям. Ввести в практику адресную социальную поддержку малообеспеченным и нуждающимся группам населения;

- Минфину РА добиться погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений за 1997 год до 1 июля 1998г.

Постоянно проводить работу по снижению уровня кредиторской задолженности бюджетным учреждениям и предприятиям жилищно- коммунального хозяйства.

Обеспечение экономической стабилизации путем отработки механизма государственной поддержки приоритетных отраслей экономики (4, 7, 17, 18) <*>

- Минэкономики РА разработать стратегическую концепцию и программу социально-экономического развития республики на период до 2005 года. Подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию экономики и социальной сферы Республики Алтай" путем отработки механизма государственной поддержки приоритетных отраслей экономики;

- внести в Государственное Собрание - Эл Курултай перечень первоочередных Законов, регулирующих экономическую деятельность на территории Республики Алтай и по привлечению инвестиций в республику;

- Минфину РА разработать проект Закона "О бюджете развития Республики Алтай на 1999 год" до 1 июля 1998г.;

- Минэкономики РА, в целях проведения реформы предприятий, срочно разработать предложения по реструктуризации долгов предприятий, способствующих улучшению финансового положения в основных отраслях промышленности республики, для решения на республиканском и федеральном уровне, чтобы приостановить тенденцию падения объемов производства;

- Минэкономики РА вносить на рассмотрение заседаний Правительства РА вопросы о положении в промышленности республики с анализом работы отдельных отраслей и заслушиванием отчетов руководителей предприятий;

- Комитету внешних связей Правительства РА предпринять конкретные мероприятия по расширению рынков сбыта выпускаемой в республике продукции и представить отчет по итогам года;

- всем республиканским министерствам, комитетам, ведомствам по итогам первого полугодия 1998 года представить отчет о реализации на территории республики ведомственных федеральных целевых программ.

Создание условий для стабилизации агропромышленного комплекса за счет государственной поддержки села;

- Минсельхозпроду РА, Минэкономики РА, Минфину РА доводить государственный заказ на сельхозпродукцию, производимую на территории республики, для обеспечения бюджетных учреждений по защищенным статьям бюджета на продовольственное обеспечение по гарантированным закупочным ценам. Своевременно и адресно выплачивать хозяйствам дотации за сельхозпродукцию, поставленную по госзаказу;

- в целях решения задач стабилизации и возобновления экономического роста в АПК сконцентрировать усилия на преимущественном использовании интенсивных ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве с применением высокоурожайных сортов и гибридов сельхозкультур, направленных на повышение плодородия почвы и улучшение племенной работы;

- в целях создания постоянно действующего оптового продовольственного рынка отработать систему заготовок сельхозпродукции, особенно производимой в личных подсобных хозяйствах населения;

- в пищевой промышленности сделать упор на внедрение эффективных технологий и обеспечение на этой основе более глубокой и полной переработки сырья, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

- ввести в практику применение расчетов за поставленную по лизингу технику дотациями за продукцию и компенсациями затрат из федерального и республиканского бюджетов.

Оказание практической поддержки развитию малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности (8) <*>

- Комитету по предпринимательству, промышленной и инвестиционной политике РА разработать нормативно-правовые акты основ инвестиционной политики и порядка финансирования отдельных программ и проектов;

- администрациям районов и города разработать территориальные программы развития малого и среднего бизнеса.

Создание необходимых условий для сохранения строительного комплекса.

- Министерству финансов РА обеспечить ликвидацию кредиторской задолженности по республиканской программе до 01.07.98г.;

- рекомендовать Советам депутатов районов и города освободить предприятия стройиндустрии и строительные организации независимо от форм собственности от доли местных налогов, приходящихся на объемы выполненных работ, и отпускаемых стройматериалов на строительство объектов коммунального и социально-культурного назначения;

- Министерству экономики РА, Комитету защиты населения от воздействия Семипалатинского полигона обеспечить финансирование вводных объектов программы на 1998 год и решить проблему погашения кредиторской задолженности за 1996-1997г.;

- Заместителю председателя Правительства РА Гнездилову М.З. по итогам первого полугодия 1998г. внести на заседание Правительства РА вопрос "О ходе выполнения Постановления Правительства РА от 02.04.97г. N94 "О мерах по сохранению строительного комплекса Республики Алтай".

Осуществление реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

- Республиканской комиссии по проведению реформы жилищно- коммунального хозяйства активизировать работу по разработке и утверждению нормативно-правовых актов, регулирующих оказание жилищно-коммунальных услуг населению республики;

- Государственному унитарному предприятию "Республиканское жилищно-коммунальном хозяйство" обеспечить в текущем году выполнение программы ресурсосбережения согласно постановлению Правительства РА N245 от 28.07.1997г.

Решительная борьба с любыми формами правонарушений, безусловное обеспечение правопорядка.

- главная задача - консолидация всех здоровых сил общества в поисках выхода из криминального кризиса путем создания единого фронта противодействия криминальной экспансии;

- правоохранительным и судебным органам максимально использовать существующие рычаги власти для реального укрепления правопорядка в республике.

-------------------------------- <*> Отмечены пункты программы.

И.о. министра экономики Республики Алтай Г.Б.Чекурашев

Смотрите также: Постановление Правительства Республики Алтай от 22.03.2011 № 51, Указ Президента Республики Бурятия от 30.08.2007 № 524