Договоры и соглашения

Главная > Законодательство Российской Федерации >

Решение Майминского районного Совета депутатов Республики Алтай от 28.10.2004 № 21-09

МАЙМИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШЕНИЕ от 28 октября 2004 г. N 21-09 Об утверждении целевой программы развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003 - 2008 гг. в новой редакции Рассмотрев и обсудив в новой редакции целевую программу развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003 - 2008 гг., предоставленную администрацией муниципального образования "Майминский район", Майминский районный Совет депутатов решил;

1. Утвердить в новой редакции целевую программу развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003 - 2008 гг.

2. Решение N 15-15 от 25.09.03 "Об утверждении целевой программы развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003 - 2007 гг." признать утратившим силу.

Председатель Майминского районного Совета депутатов В.В.Усольцев Приложение N 1 к Решению Майминского районного Совета депутатов от 28 октября 2004 г. N 21-09 КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЙМИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2003 - 2008 ГГ. Цель: Создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса в Майминском районе.

1. Содержание проблемы Крупномасштабные рыночные преобразования затронули каждый регион России, вне зависимости от степени развитости экономического потенциала. Различаются только формы и интенсивность проявления кризисных явлений. В соответствии с этим стратегия выхода из кризисного состояния каждого региона должна быть различна.

Особая роль в стратегии преодоления кризиса и перспективного развития экономики Майминского района должна быть отведена малому бизнесу. Это можно подкрепить следующими доводами;

В Майминском районе отсутствуют крупные предприятия. Создание новых крупных предприятий оправдано в случае использования передовых технологий, что требует огромных инвестиций.

Чрезвычайная хрупкость экологического равновесия в районе не позволяет реализацию крупных проектов. Усиление антропогенного воздействия негативно скажется на хрупкой природной среде Майминского района.

В условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов оправдано вложение средств в эффективные коммерческие проекты с быстрой окупаемостью, которые предлагаются малыми предприятиями.

Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических и социальных проблем;

- создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды;

- расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;

- снижение остроты безработицы, обеспечение занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;

- насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.

По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.

Одна из существенных современных тенденций развития мировой экономики - усиление роли малого и среднего бизнеса как наиболее динамичных и гибких форм деловой жизни.

По данным ИМНС на 01.01.03, в районе действует 96 малых предприятий и зарегистрировано 1191 индивидуальных частных предпринимателей. Также на территории Майминского района в 2002 году создана общественная организация предпринимателей Майминского района "Монолит" по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В настоящее время практически исчерпаны резервы развития бизнеса, связанные с процессами приватизации, демонополизации и реструктуризации предприятий. На протяжении нескольких последних лет практически неизменной остается отраслевая структура малых предприятий - на сегодняшний день около половины предпринимателей занято в торговле. Существуют тенденции расширения такими предпринимателями своей деятельности за счет развития производства, но пока таких немного. Для нашего района низок процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, сфере услуг еще далеко до той роли, которую она играет в развитых странах.

Основные причины, препятствующие дальнейшему развитию малого предпринимательства в Майминском районе;

- несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы;

- избыточные административные барьеры, большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контролирующих органов, имеют место параллелизм и дублирование их функций. Контрольные проверки носят бессистемный характер. Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования;

- сельскохозяйственная специализация района;

- неконкурентоспособность;

Объективно неконкурентоспособность региональной экономики связана с ее сельскохозяйственной специализацией, так как сельское хозяйство по многим параметрам проигрывает промышленности, а именно, в следующем;

1. медленный кругооборот и оборот капитала;

2. потребность в относительно более объемном авансировании производственных затрат;

3. неравномерная реализация произведенной продукции;

4. преобладание скоропортящейся и малотранспортабельной продукции;

5. территориальная удаленность от конечного потребления;

- недостаточно развита инфраструктура, которая способствует развитию малого бизнеса в районе;

- энергозависимость;

Уровень энергопотребления один из самых низких по России и Сибири. Потребление энергии на душу населения составляет 2000 кВт/час в год, что ниже уровня Алтайского края в 2,5 раза, Западной Сибири - в 4 раза.

- дотационный бюджет;

Дотационный бюджет является объективным результатом унаследованного экономического потенциала и в краткосрочной перспективе ситуация не может быть изменена кардинально. Район должен искать внутренние резервы пополнения доходной части бюджета, прежде всего за счет развития малого бизнеса.

- кадры;

Сельскохозяйственная специализация района формирует специфический кадровый состав. Особенностью сельского населения является низкая квалификационно-профессиональная подвижность, что затрудняет процесс адаптации к рыночным преобразованиям. Кроме того, сельское население более консервативно, с трудом воспринимает различные новшества. На эти негативные тенденции накладывает отпечаток также низкое качество полученного образования;

- проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, персоналом, проблемы безопасности деятельности. Для создания и эффективного функционирования малых предприятий слабо используются имеющиеся излишние производственные площади, оборудование, высвобождающиеся в результате структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;

- ограниченные возможности привлечения инвестиций: невозможно получить кредиты начинающим предпринимателям, трудности по привлечению внешних финансовых источников и, прежде всего, кредитов коммерческих банков в связи с отсутствием у малых предприятий необходимого залога, высокие процентные ставки, ограниченные сроки предоставления кредита (до 1 года).

Преодоление препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Майминском районе возможно только на основе целенаправленной работы на местах (на уровне сел) по созданию системы и инфраструктуры, обеспечивающих развитие малого бизнеса.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в районе является Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003 - 2007 гг. (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ и Закона Республики Алтай "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай" от 26.06.2001 N 23-11, но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки и развития малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, опирается на созданную инфраструктуру.

2. Основные цели и задачи Программы. Направления реализации программных мероприятий Целью данной Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на районном уровне.

Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей Программы поддержки и развития предпринимательства в Майминском районе на 2002 - 2003 гг. и, с одной стороны, продолжает реализацию ранее начатых проектов, а с другой ставит новые задачи;

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

- преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, в том числе создание единой лицензионной палаты;

- разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, венчурного инвестирования, ипотечного кредитования, развитие системы гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования;

- обеспечение поддержки начинающих предпринимателей (в том числе образовательной и финансовой);

- обеспечение доступа предпринимателей к имуществу неэффективных и неплатежеспособных крупных предприятий, создание на базе пустующих имущественных комплексов объектов инфраструктуры;

- развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;

- развитие малого предпринимательства в сфере туризма;

- продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный и международный рынок.

Задачи решаются по следующим направлениям;

1. Формирование благоприятной внешней среды для развития МП.

2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки.

3. Совершенствование и развитие деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства.

4. Информационное обеспечение развития предпринимательства.

5. Реализация региональных и содействие реализации муниципальных программ в приоритетных сферах развития малого предпринимательства.

Основное внимание по первому направлению будет уделено совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, созданию условий по доступу субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа, а также мероприятиям по формированию положительного имиджа предпринимательства в обществе.

В рамках второго направления будут осуществлены мероприятия по развитию лизинга, гарантийных механизмов, по развитию программы микрозаймов с привлечением средств как из бюджета, так и из внебюджетных источников на возвратной основе. Как финансирование заложены средства на компенсацию ставок по кредитам коммерческих банков, полученных субъектами малого бизнеса по программе льготного кредитования.

В области финансового обеспечения проектов поддержки малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Правительством Республики Алтай разработаны и реализовываются следующие механизмы кредитования;

Прямое кредитование в исключительном порядке социально и экономически значимых, приоритетных программ и инвестиционных проектов.

В 2001 году профинансированы предприятия малого и среднего бизнеса Майминского района на сумму 2,7 млн. рублей;

- ООО "Карант" на производство трикотажных изделий в сумме 1,0 млн. рублей;

- ЗАО "Алтайстроймебель" на производство мебели в сумме 1,7 млн.

рублей.

В 2003 году в соответствии с Положением о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Алтай предусматривается финансирование малых предприятий Майминского района в размере 710 тысяч рублей.

Сроки и этапы реализации Программы Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2003 - 2007 (включительно) гг. В течение 2003 - 2004 гг. предполагается сконцентрировать усилия участников и финансовые ресурсы на завершении формирования целостной системы, обеспечивающей развитие малого бизнеса в районе, в первую очередь на;

- развитие и внедрение кредитно-финансовых технологий и имущественную поддержку малого бизнеса;

- дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В течение 2005 - 2006 гг. на основе реализованных мероприятий планируется обеспечить изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения числа предприятий, работающих в сфере производства и оказания услуг населению (туризм), увеличения вклада малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт района, роста налоговых сборов от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней за счет повышения эффективности их деятельности.

В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит говорить о формировании широкого слоя мелких и средних собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни наемным работникам.

3. Ресурсное обеспечение Программы Основой финансового обеспечения мероприятий Программы в течение всего периода их реализации должно стать выделение в соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай" от 26.06.2001 N 23-11, положением о порядке финансирования программ, проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Майминском районе, инвестируемых через Фонд развития малого предпринимательства МО "Майминский район"

(утвержденный решением 16-ой сессии 1-го созыва Майминским районным Советом депутатов от 23.12.03 N 16-10).

На реализацию Программы предполагается привлечь средства в размере 21528,8 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 757,4 тыс. руб., из республиканского бюджета - 9536,4 тыс. руб., из местного бюджета - 10360,0 тыс. руб., из собственных доходов - 875,0 тыс. руб.

Источником долевого финансирования ряда мероприятий Программы могут стать средства, выделенные на реализацию других региональных и федеральных программ, достижение целей которых напрямую зависит и от реализации данной Программы.

Смотрите также: Постановление Правительства Республики Алтай от 30.11.2001 № 335, Постановление Администрации города Горно-Алтайска Республики Алтай от 19.05.2015 № 34